Услуги и цены по ремонту дизельной топливной аппаратуры
Основные виды топливных систем дизельных двигателей
Топливный насос высокого давления (ТНВД) и "механическая" форсунка
Главные элементы классической топливной системы дизеля - топливный насос высокого давления (ТНВД) и "механическая" форсунка.
Основная задача ТНВД подать определенное количество топлива, зависящее от режима работы двигателя, в нужный момент времени. Основная задача механической форсунки впрыснуть это топливо в камеру сгорания в мелко распыленном виде.
Упрощенно все ТНВД можно разделить на рядные, у которых количество нагнетающих секций равно числу цилиндров двигателя и распределительные, у которых одна нагнетающая секция распределяет топливо во все цилиндры двигателя.
Рядные ТНВД позволяют подать большее количество топлива, более надежны, и применяются для более мощных двигателей, чем распределительные. Выглядеть рядные ТНВД могут так:
А распределительные так:
Кроме того по принципу управления количеством поданного топлива ТНВД могут быть с механическим центробежным регулятором (это все ТНВД, выпущенные до 1990-92 годов) и с "электронным" регулятором (это почти все распределительные ТНВД, выпущенные после 1998-2000 годов). Чтобы определить, какой ТНВД установлен на Вашем автомобиле, надо проследить, куда идет трос от педали газа и есть ли он вообще. Если трос идет к ТНВД, то регулятор механический, если нет - то электронный.
"Электронные" ТНВД VP36/37 фирм BOSCH и ZEXEL устанавливались на разные модели VW, Audi, Mersedes, Volvo, BMW, KIA, Hyundai, Mitsubishi. Выглядят они примерно так:
Все многообразие механических форсунок можно разделить на несколько групп:
- форсунки с диаметром иглы распылителя 5 мм и более (самые древние форсунки)
- форсунки с диаметром иглы 4,5 мм и менее
- двухпружинные форсунки (у которых впрыск происходит как бы в два этапа двумя порциями)
- так называемые Ч-образные форсунки фирмы Stanadyne (устанавливались в основном на Фордах транзитах), у которых отсутствует сменный распылитель.
В системах с электронными ТНВД VP36/37 одна форсунка обычно имеет датчик подъема иглы, вмонтированный в корпус. В остальном она ничем не отличается от остальных форсунок.
Выглядеть механические форсунки могут так:
Ремонт механических форсунок осуществляется либо путем замены основного "впрыскивающего" элемента - распылителя - на новый (кроме Ч-образных форсунок, у которых сменного распылителя нет), либо путем восстановления прецизионных поверхностей распылителя, отвечающих за качество впрыска. Выбор способа ремонта предоставляется Заказчику.
Провести более или менее объективный сравнительный анализ этих способов ремонта нам так и не удалось, поскольку возвратов после восстановления распылителей было очень незначительное количество и большинство из них были связаны с отвратительным качеством солярки, потребляемой нашими автомобилями. Также бывали и возвраты, связанные с низким качеством изготовления новых распылителей (как отечественных, так и импортных).
А в общем, если кратко, то плохая солярка убьет и новый распылитель и восстановленный. Кстати, плохая солярка убъет и ТНВД. Особенно это касается распределительных ТНВД, у которых смазывание внутренних поверхностей осуществляется только соляркой.
Топливная система с насос-форсунками
Кроме классической на автомобиле может быть установлена топливная система с насос-форсунками. Насос-форсунки мы пока не умеем ремонтировать и поэтому не будем много о них распространяться. В системах с насос-форсунками отдельный ТНВД отсутствует, а сама насос-форсунка содержит в одном корпусе нагнетательный элемент (как бы ТНВД), собственно форсунку и электрический клапан, работающий по сигналам блока управления и управляющий моментом впрыска топлива. Топливопровод высокого давления в этом случае также отсутствует. Количество насос-форсунок равно количеству цилиндров двигателя.
Внедрение насос-форсунок позволило сделать существенный рывок в развитии дизельных топливных систем и выполнить экологические нормы Евро-4. Применяются насос-форсунки в основном на грузовой технике и легковых автомобилях VW 2003-2009 годов выпуска.
Топливная система COMMON RAIL (CR) (коммон рейл)
Система COMMON RAIL (CR), устанавливаемая на всех современных дизелях, принципиально отличается и от классической, и от системы с насос-форсунками. По компоновке она полностью повторяет бензиновый инжектор. Отличие заключается только в величине давления в накопителе (рейле), достигающего 2000 и более бар.
Основные элементы топливной системы common rail это ТНВД, регулятор давления (один или несколько) и "электронная" форсунка Common Rail. Основные производители - Bosch, Delphi, Denso и Siemens. Элементы систем разных производителей сильно отличаются по конструкции и ремонтопригодности. В настоящее время разработано уже несколько поколений этих систем и развитие их продолжается быстрыми темпами.
ТНВД в системе Common Rail проще классического, поскольку его задача "всего лишь" создать постоянное давление в накопителе (рейле). В отличие от классической системы, давление впрыска топлива задается не механической регулировкой усилия пружины форсунки, а определяется давлением в рейле и выбирается блоком управления двигателем. Величина давления зависит от режима работы двигателя и меняется от 250-300 бар на холостом ходу до 2000 и более бар под нагрузкой.
Самый сложный и самый ненадежный элемент топливной системы Common Rail - это форсунка. Каждая форсунка состоит в основном из распылителя и быстродействующего клапана, который управляет работой распылителя через механический привод. В качестве исполнительного элемента клапана используется либо электромагнит (в форсунках первого поколения), либо пъезоэлемент (в современных форсунках). Клапаны приводятся в действие сигналами от блока управления двигателем. За один такт работы двигателя клапан должен успеть сработать несколько раз, обеспечив таким образом предвпрыск, основной впрыск и несколько дополнительных впрысков. Как уже наверное понятно, момент впрыска при таком устройстве также задается блоком управления.
Выглядят элементы системы Common Rail так:
:
Благодаря своей гибкости и возможности изменять параметры подачи топлива в широких пределах, коммон рейл на сегодняшний день это единственная система, позволяющая реализовать требования Евро 5 и выше на дизельных автомобилях. С ее внедрением произошел качественный скачок в развитии систем управления дизельными двигателями, который фактически уравнял дизельные и бензиновые двигатели по мощности и приемистости. В настоящее время практически все дизеля легковых и коммерческих автомобилей оснащаются системами коммон рейл.
ОДНАКО ПОМНИТЕ: Система Common Rail пока еще ненадежна, дорога в ремонте и очень требовательна к качеству топлива. Не экономьте на фильтрах и солярке.
Не все элементы системы Common Rail на сегодняшний день можно отремонтировать. Это связано с технической политикой некоторых фирм изготовителей, которые не поставляют запчасти для ремонта, не раскрывают технологии ремонта и тест-планы даже официальным сервисам, заставляя потребителей покупать новые изделия. Поэтому часто ремонт автомобиля с системой Common Rail выливается в значительные суммы.
На сегодняшний день отсутствуют официальные технологии ремонта и оригинальные запчасти большинства форсунок Common Rail Denso, форсунок Siemens и Bosch пъезо.